Как осуществляется комплектация товара по ТСД
Терминал сбора данных - многофункциональный мини-компьютер, используемый продавцами, работниками склада, бухгалтерами, логистами, мерчендайзерами и товароведами. Основные задачи устройства — собирать, хранить и передавать данные о товаре в единую автоматизированную систему.
Терминал обеспечивает пользователей точной и актуальной информацией о товарных позициях, которая нужна для формирования бухгалтерской отчетности, ведения аналитики и принятия управленческих решений.
В этой статье подробно рассмотрим, какие функции выполняет аппарат ТСД, как работать им и организовать с его помощью эффективный товароучет на предприятии.
Характеристики и преимущества работы с терминалом ТСД
По внешнему виду терминалы напоминают смартфон или массивный кнопочный телефон. Одни модели оснащаются сенсорным экраном, другие — клавишной панелью. Программно-аппаратная «начинка» зависит от конкретной модификации, но традиционно включает в себя сканер штрихкодов, встроенный аккумулятор и несколько интерфейсов для синхронизации с внешним оборудованием.
Технические характеристики
По способу передачи данных можно выделить две категории устройств: радиотерминалы и ТСД со стандартным подключением. Модели со встроенным радиомодулем и антенной отправляют данные в информационную базу в режиме реального времени, то есть непрерывно. Во втором случае передача данных осуществляется только после подключения устройства к ПК через любой доступный интерфейс: USB, Wi-Fi, ИК-порт, Bluetooth, GSM. Отдельные аппараты идут в комплекте с кредлом — подставкой для коммуникации с ПК.
Мини-компьютеры оснащены высокопроизводительным процессором. Размер оперативной памяти составляет 1 ГБ, внешней — до 8 ГБ. Этих ресурсов достаточно для хранения больших объемов информации.
Терминал собирает информацию двумя способами: ручным вводом данных через клавиатуру или путем считывания штрихкодов. Практически все мини-ПК оснащены сканерами для сканирования одно- и двумерных штрихкодов.
Некоторые аппараты снабжены RFID-модулем для обработки радиочастотных меток. Технология востребована в крупных складских системах для учета маркированных изделий.
Программное обеспечение
Мобильные терминалы работают на базе ОС Windows CE, Android и DOS. Экономичные модели на ОС DOS используются для простых учетных операций и не предусматривают высокую производительность.
Большую популярность приобретают ТСД на Android. Они имеют классический плиточный интерфейс и позволяют доработать модификацию под любые нужды пользователя.
Мини-ПК на WIndows выигрывают в плане функциональности, так как поддерживают большое количество приложений и полезных опций.
Как правило, ТСД поставляются с предустановленным софтом для обработки данных и взаимодействия с товароучетными системами. Без этого ПО терминал не способен выполнять своих стандартных задач и может использоваться только в качестве обычного сканера.
Среди программ для ТСД наиболее востребованы:
- DataMobile: Маркировка, ЕГАИС ОПТ, Доставка, Мобильная торговля;
- MobileSMARTS: Магазин, ЕГАИС, Склад, Курьер.
Перечисленные продукты позволяют автоматизировать рабочие места и оптимизировать бизнес-процессы:
- учет товаров на складе и в торговом зале магазина;
- доставку и оплату заказов из интернет-магазинов;
- помарочный учет алкогольной продукции и других маркированных товаров.
Мобильные терминалы совместимы с Frontol, 1С:Предприятие и другими программами товароучета.
Какие задачи решает терминал
ТСД можно назвать цифровым помощником, который успешно справляется с распространенными проблемами товарного учета в рознице и на складе.
Работа с терминалом ТСД позволяет:
- определить объем товарных запасов;
- предоставить заказчику точные сведения о наличии той или иной продукции;
- выявить недостаток и излишки товара;
- избежать путаницы на складе;
- обеспечить своевременный подбор заказов и доставку покупателю;
- облегчить работу персонала и предотвратить ошибки, связанные с человеческим фактором.
ТСД незаменим для предприятий, где требуется оперативная обработка большого массива информации. Расходы на автоматизацию процессов быстро окупаются за счет экономии и минимизации убытков из-за пересортицы.
ТСД: функции аппарата и как им работать
Мини-компьютеры оснащаются монохромным дисплеем или цифровым сенсорным экраном. Команды можно выбирать с помощью кнопочной панели или через меню терминала.
Взаимодействие ТСД с центральным сервером (ПК) осуществляется в двух режимах: оффлайн и онлайн. Работа в оффлайн-режиме привязывает пользователя к конкретному месту: ему необходимо вручную загрузить документ из учетной программы и только потом идти на склад. При онлайн-интеграции ТСД взаимодействует с ПК дистанционно, но для этого придется организовать устойчивый канал связи, например, по Wi-Fi или GPS, что не всегда возможно, особенно в условиях склада.
Как пользоваться терминалом
Прежде чем начать работу с ТСД, необходимо синхронизировать его с 1С и выгрузить товарную базу.
Для считывания штрихкода активируйте опцию сканирования кнопкой на клавиатуре или соответствующей командой в меню мобильного ПК. Далее наведите сканирующий луч на этикетку и дождитесь звукового сигнала. На экране отобразится информация о товаре — название, штихкод, цена и количество.
Если отсканированной продукции нет в базе, ее можно оперативно добавить с помощью терминала. При отсутствии этикетки распечатайте ее на термопринтере, отправив команду с ТСД на ПК.
Оптимизация бизнес-процессов
Набор функций терминала зависит от модели и «потребностей» бизнеса. Это может быть простой сбор и хранение сведений, например, о количестве продукции на складе, или формирование аналитической отчетности.
Чтобы разобраться в функциональности терминала, рассмотрим несколько стандартных операций, которые можно выполнять с его помощью.
Прием товара. При поступлении груза на склад бухгалтер формирует задание на приемку и выгружает его на терминал. Кладовщик сверяет поступившую продукцию с информацией из накладной, считывая коды с каждого товара. Если количество принятых грузов не соответствует накладной, терминал покажет расхождение по результатам проверки. На завершающем этапе необходимо выгрузить документ в общую базу, чтобы зафиксировать фактический приход продукции.
Размещение товара на складе. Эта опция позволяет организовать систему адресного (ячеистого) хранения на складе. Грузчик или сотрудник склада получает задачу по распределению грузов в складском помещении, находит товару по коду и отправляет его в нужную ячейку. Такая система обеспечивает оперативный поиск товаров при формировании заказа и отгрузке со склада.
Инвентаризация. Процедура проводится с определенной периодичностью для проверки фактических складских остатков и сравнения этой цифры с с плановыми значениями из 1С. Кладовщик получает инвентаризационную ведомость на ТСД и считает количество единиц по каждому пункту, сканируя штрихкоды. По результатам проверки терминал формирует отчет и передает его в «товароучетку».
Бухгалтер сверяет информацию и создает документ: «Оприходование» — при выявлении излишков, «Списание» — в случае недостачи.
Отгрузка заказа. Оператор создает в программе документ с заказом клиента и отправляет в мобильный терминал. Работник склада открывает задание через свой личный кабинете в ТСД. При наличии продукции на складе указывает количество в соответствующей графе, выбирает опцию «Отгрузить» и закрывает документ кнопкой «Завершить».
Помимо описанных операций с помощью терминала можно комплектовать заказы покупателей. Ниже рассмотрим эту процедуру подробнее.
Как выполнить комплектацию товара с помощью ТСД
Задачи по комплектации товаров актуальны для крупных строительных магазинов и интернет-маркетов. При отсутствии мобильного ПК работнику склада приходится распечатывать заказ и собирать его вручную, тратя огромное количество времени. Задержки в формировании заказа вызывают недовольство покупателей и негативно сказываются на имидже компании.
При наличии мобильных терминалов процесс сборки заказа проходит гораздо быстрее.
Процесс комплектации заказа
Продавец торгового зала или администратор интернет-магазина выгружает в терминал задание на комплектацию заказа со списком товарных позиций.
Комплектация товара по ТСД предполагает следующий порядок действий:
- выбрать товар;
- отсканировать штриховой код;
- отправить во внешнюю систему уведомление о том, что заказ сформирован.
Готовый комплект товаров отправляется на стойку выдачи или доставляется клиенту с курьером.
Как подготовиться к работе
Основные задачи терминала — это получить задание (на прием, отгрузку, инвентаризацию) и по результатам выполненной процедуры передать актуальную информацию в учетную систему. Чтобы реализовать эти функции в полном объеме, необходимо настроить корректное взаимодействие ТСД и «товароучетки»:
- инсталлируйте на компьютер драйвер мобильного устройства (ПК будет видеть терминал как обычную флешку);
- чтобы синхронизировать ТСД с 1С, установите драйвер торгового оборудования/внешнюю компоненту и обработку для взаимодействия 1С и ПО на терминале (программный модуль для синхронизации зависит от конкретной модели устройства).
После установки программ выполните следующие настройки:
- подсоедините терминал к ПК через USB;
- откройте 1С → раздел «Сервис» → «Настройка торгового оборудования»;
- кликните по клавише «Добавить», далее — «Добавить из списка»;
- выберите тип и модель аппарата из перечня совместимого оборудования.
В результате добавленный ТСД будет отображаться в списке подключенного к 1С торгового оборудования.
Комплектация на примере ТСД М3 Мобайл
Лидерами среди ТСД признаны модели Datalogic, Honeywell, Motorola, Urovo, Casio, M3 Mobile. Комплектация товара с помощью ТСД одинаковая для всех устройств. Разница может быть только в интерфейсах ПО, установленного на терминале.
Рассмотрим алгоритм создания заказа на примере 1С: Управление торговлей и терминала Mobile M3 SM10 с программной платформой «Mobile SMARTS: Склад 15». Это популярный многофункциональный аппарат с сенсорным дисплеем, мощной батареей и сравнительно низкой ценой.
Регламент комплектации
Простая система формирования заказов по принципу «продавец-кладовщик» используется в небольших магазинах цифровой техники и может обходиться без терминалов сбора данных.
В крупных онлайн-гипермаркетах и розничных гигантах (например, Ашан, Метро, Леруа Мерлен), где ежедневно осуществляются сотни покупок, без ТСД не обойтись. Алгоритм комплектации в этом случае строится следующим образом:
- Менеджер склада получает «пачку» заказов, составляет электронные документы на подбор товаров и отправляет их комплектовщикам.
- Кладовщик берет комплектовочный ящик, наклеивает на него временный штрихкод транспортной единицы и перемещается по маршруту из ТСД, собирая заказ.
- Контролер проверяет собранный комплект на соответствие заданию и отправляет в пункт выдачи.
Чтобы организовать непрерывную передачу данных среди всех участников этой схемы, необходимо настроить единую систему радиотерминалов. В Mobile M3 SM10 данные передаются по Wi-Fi (стандарт IEEE 802.11.).
Сбор заказа в ТСД
Работа в системе радиотерминалов всегда привязана к выполнению определенного задания (прием, отгрузка, инвентаризация, комплектация). Задания формируются в 1С, по мере выполнения пользователи ставят соответствующие статусы документа (скомплектован, отгружен и т.д.). Для комплектации обязательно указывается ответственное лицо, а задание привязывается к нему персонально. Если нет возможности организовать систему радиотерминалов, необходимо подключаться к ПК, чтобы загружать и выгружать документы из товароучетной системы.
Один заказ может быть поделен на несколько подзаказов с разными исполнителями. В этом случае статус «Скомплектован» ставится после выполнения всех заданий.
Формирование документов на комплектацию товаров включает несколько простых шагов:
- зайдите в 1С → раздел «Журнал заказов/подзаказов»;
- в открывшейся таблице «Заказы покупателей» выберите нужные позиции и нажмите на кнопку «Передать в сборку» (в правом верхнем углу);
- в этой же форме в столбце «Комплектовщик» назначьте задачу конкретному человеку.
Комплектовщик заходит в программу Mobile SMARTS на своем устройстве и выбирает раздел «Отбор товара»:
- Выбирает задачу, выгруженную из 1С — автоматически открывается окно сканирования, в котором будет предложено отсканировать каждую ячейку (на экране отображается список ячеек и товаров в них).
- Сканирует каждый товар, указанный в задании — результаты сканирования отображаются в столбце «Факт» (зеленым отмечено совпадение позиций, красным — расхождения). Значения «План» заполняются автоматически из документа с заданием.
- Складывает отсканированные товары в комплектовочный ящик.
- После обработки всех позиций нажимает клавишу «Завершить», чтобы закрыть документ.
- Отправляет информацию в 1С (через сервис Mobile SMARTS). В таблице «Заказы покупателей» статус «В сборку» меняется на «Скомплектован».
Менеджеру торгового зала или бухгалтеру необходимо проверить комплектацию:
- щелкнуть по позиции из списка заказа, нажать клавишу «Проверить комплектацию» и убедиться, что количество товаров в ящике соответствует заданию;
- подтвердить операцию нажатием на клавишу «Создать складское свидетельство» — статус «Скомплектован» меняется на «Проверен».
После этого менеджер формирует задачу на отгрузку продукции конечному покупателю и отправляет ее в терминал.
Упаковщик открывает задание в терминале, собирает все проверенные товары в единый ящик и размещает на паллете, где заказ хранится до момента отгрузки клиенту. После загрузки документа из мини-компьютера в 1С статус заказа поменяется с «Проверен» на «Отгружен». На этом комплектация в ТСД М3 Мобайл успешно завершена.
- КАК ВЫБРАТЬ СКАНЕР ШТРИХ-КОДА ДЛЯ МАГАЗИНА, СКЛАДА, ПРОИЗВОДСТВАВыбираем сканер штрих-кода по сфере применения